Версия для слабовидящих
Каменское 
Главная » Филиал в Манилах » Открытый урок Коптеловой Е.М. по сольфеджио по теме "Интервалы"

Открытый урок Коптеловой Е.М. по сольфеджио по теме "Интервалы"

Открытый урок Коптеловой Е.М. по сольфеджио с учащимися 1 класса

Интервалы

Автор занятия - Преподаватель Коптелова Е. М.

Предмет - Сольфеджио 

Тема занятия - Интервалы

Класс - 1

Тип урока - Урок изучения нового материала

Форма занятия - Групповая

Продолжительность - 45 минут

Цель занятия - Формирование понятия интервал

Задачи. Образовательные: изучение и первичное закрепление нового учебного материала. Введение новой терминологии.

Развивающие: развитие образного мышления. Развитие познавательного интереса. Развитие умения применять знания на практике.

Структура урока:

- организационный момент;

- вхождение в тему;

- основная часть;

- закрепление изученного;

- подведение итогов;

- домашнее задание.

Методический и дидактический материал - Камозина О. П. «Неправильное сольфеджио; в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории».

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый)

Репродуктивный

Оборудование

Фортепиано

Проектор

Экран

Ноутбук

Пояснительная записка.

Занятие предназначено для учащихся  1 года обучения по предмету сольфеджио. Это первое занятие в изучении этой темы, направленное на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала.  Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала. Использование презентации помогает лучшему  запоминанию нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»).

Ход урока.

Педагог: Здравствуйте, ребята.(презентация, слайд 1) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! Познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые очень нам пригодятся. Мы начинаем изучать интервалы.

Интервалы – это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.

Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке (слайд 2). Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние – интервал. Продолжите дальше…

Ученики: деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена – это интервал между уроками, а каникулы – интервал между четвертями.

Педагог: Молодцы! Интервал – это расстояние (слайд 3). А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками (слайд 4)  (слайд 5). В интервале  звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии – тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе – то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно (слайд 6). Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов (слайд 7).

1).  Интервал – это расстояние между двумя звуками.

2) интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно

А теперь работаем по цепочке – каждый называет одно из определений интервала.

(Дети называют определения интервала)

Педагог: Правильно, молодцы, все справились с заданием!

А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит – гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).

(Дети слушают и дают ответы)

Педагог: Правильно, молодцы!

Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).

Нам пока хватит восьми простых интервалов.  У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные – звучат загадочно, пришли они к нам из древнего  языка – латыни (слайд 8).  Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

Прима переводится с латыни как первая, секунда – вторая, терция – третья и так далее.

Так как интервал – это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями (слайд 9)

Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме – одна, в секунде – 2, в терции – 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?

Ученики: квартет (слайд 10).

Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени – кварта. А если вместе играют 5 человек?

Ученики: квинтет (слайд 11).

Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и  показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима – один пальчик, секунда – 2 и т.д. (слайд 12).

Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.

А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь – разучим песню про интервалы.

Разучиваем слова 1 куплета и припев: (слайд 13)

1) Если ноты ходят парами, 
Их называют интервалами,
И сейчас мы по – порядку вам их
С удовольствием споём.

Припев:
Прима, секунда, терция, кварта.
Квинта, секста, септима, октава.
Октава, септима, секста, квинта,
Кварта, терция секунда, прима.

Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?

Играю диссонанс и консонанс.

Ученики: Первый звучит – неприятно, некрасиво, а второй – красиво, ласково.

Педагог: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно – они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно – называются консонансы (слайд 14)
Разучиваем 2 и 3 куплет песни про интервалы (слайд 15)

2) Словно ёжики с колючками,
Бывают интервалы злючками,
Это септимы с секундами,
Их называют диссонанс.

3) А другие - очень милые,
Благозвучные, красивые,
Примы, терции, октавы, кварты, 
Квинты, сексты называют консонанс.

Далее определяем на слух консонансы и диссонансы (слайд 16)

Исполняем песню про интервалы целиком. На припеве дети показывают на пальцах количество ступеней (слайд 17, 18)

А теперь попробуем построить интервалы от нотки до.  До-до – 1 ступень – прима. До-ре – 2 ступени – секунда. До-ми - три ступени – терция и т.д. (слайд 19)

Далее играем на клавиатуре фортепиано интервалы от ноты до (все ученики по цепочке).

Педагог: А теперь запишем в тетрадях наши интервалы от нотки до также как и на слайде (слайд 20)(Дети записывают интервалы в тетрадь).

Музыка – это наполовину - математика, а наполовину – поэзия.

Интервал – это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.

И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки – ассоциации, подсказки(слайд 21)

Прима – это два одинаковых звука – как два одинаковых человечка. Секунда - колючая как ёжик, терция – мягкая и ласковая как кошечка, кварта – призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта – пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста – широкая и благородная как олень, а также -  с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима – колючая, злая как баба яга, а октава – самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.

Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы узнали, что такое интервал

Ученики: Интервал – это расстояние между двумя звуками.

Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?

Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический -  последовательно.

Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как  называются такие типы интервалов?

Ученики: диссонансы и консонансы.

Педагог: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.

Педагог: А теперь давайте разберем ваше домашнее задание (приложение 1)
1) Выполнить задания из рабочей тетради (заполнить таблицу и соединить стрелочками названия интервала и его ступеневую величину) (слайд 22)
2) Дома необходимо будет заполнить кроссворд, и если заполните его правильно, то в центре кроссворда у вас появится  тема нашего занятия (слайд 23)
3) Выучить слова песни про интервалы.

Приложение к открытому уроку

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *