Версия для слабовидящих
Главная » Филиал в Манилах » Открытый урок Манцуровой Е.А. по теме "Работа над техникой в 3-м классе в пределах изучаемых произведений"

Открытый урок Манцуровой Е.А. по теме "Работа над техникой в 3-м классе в пределах изучаемых произведений"

Открытый урок.

Тема "Работа над техникой в 3-м классе в пределах изучаемых произведений"

 Манцурова Елена Артуровна, преподаватель по классу фортепиано

Шанцева Карина, ученица 3 класса

Цели и задачи

  • Обучающая. Научить ребенка владеть разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений. Познакомить ученицу с наиболее интересными фактами из биографий композиторов, произведения которых она изучает.
  • Воспитывающая. Воспитание чувства прекрасного. Воспитывать у ученицы культуру исполнения изучаемых произведений, терпение и настойчивость для преодоления трудностей.

Ход урока

Гамма Ми мажор. Ученица играет гамму в две октавы. Считает до четырех. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Карина играет гамму неровно, грубым звуком, толкает. Прошу ее проследить за постановкой и работой  пальцев, после чего звук существенно улучшается. Для выработки беглости пальцев прошу  сыграть гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука.

Аккорды. Перед игрой ученица называет места средних пальцев. При игре аккордов слежу дза тем, чтобы локти не висели и после каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.

Арпеджио короткие. У Карины недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы  играем короткие арпеджио отдельно каждой рукой и контролируем  движение кисти.

А. Лемуан. Этюд Фа мажор.

Анри Лемуан (1786-1854) — французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Славился как педагог. Известностью пользовались его фортепианные произведения педагогического репертуара — сонаты, этюды и др. Он составил школу игры на фортепиано. С 1817 года возглавлял нотоиздательскую фирму, основанную в 1772 году в Париже его отцом Антуаном Марселем Лемуаном (1753-1817)— гитаристом, альтистом, дирижером, автором музыки к водевилям.

Форма этюда трехчастная, секвенционного построения, что очень облегчает его запоминание. Размер 2/4.Мелодия  с акцентом на четвертый палец в правой руке и на первый в левой, что развивает их активность. Акценты   нужно сыграть как можно ярче и почувствовать при этом острый кончик пальца, при этом кисть не должна быть зажата. В левой руке не забывать про исполнение пауз, играя аккорды на стаккато.  Работаем сначала только в медленном темпе. Рука у девочки зажата, ей трудно понять, как это не зажимать. В техническом отношении представляет поначалу трудность работа над острым и коротким стаккато в левой руке и при этом легато в правой. Вторую часть Карина только что выучила, поэтому играет медленнее.

И. С. Бах. Маленькая прелюдия До мажор

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — великий немецкий композитор, органист. Детские годы провел в Эйзенахе. В 1695-1702 годах учился в Ордруфе и Люнебурге. В семнадцатилетнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703-1707 годах работал органистом в Арнштадте, в 1707-1708 годах — в Мюльхаузене. В 1708-1717 годах — придворный органист, камер-музыкант. С 1714 года — придворный концертмейстер в Веймаре. В 1717-1723 годах — придворный капельмейстер в Кётене. В 1723-1750 годах — кантор и городской музик-директор в Лейпциг.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная музыка. Центральное место в инструментальном творчестве композитора занимает органная музыка. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в свое время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира.

Карина играет неровно, толкает нотки. Прошу ее следить за кистью, стараться расслабить ее, играть более глубоким звуком, стараться прочувствовать «дно» клавиши, передавая мелодию из одной руки в другую.  При выучивании пришлось применить различные способы: игру по нотам со счетом вслух, игру наизусть, называние нот наизусть в заданном ритме, игру по нотам, а затем наизусть с называнием аппликатуры, прием с проговариванием звуков вслух.

П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром (легкое переложение)

Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске, находившемся тогда в составе Вятской губернии. В 1852-1859 годах Пётр Чайковский обучался в Императорском училище правоведения, по окончании которого получил чин титулярного советника и стал работать в Министерстве юстиции. 
В 1862 году он становится одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге, а в 1865 году оканчивает её с серебряной медалью и сразу же переезжает в Москву, где получает профессорскую должность в консерватории. С 1872 по 1876 годы П. И. Чайковский трудится музыкальным критиком в газете «Русские ведомости». 
Всемирную славу  Чайковскому  принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.
В 1885 году он становится директором отделения российского музыкального общества в Москве. В 1893 году Чайковский удостоен звания Почётного доктора Кембриджского университета. 16 октября 1893 года состоялось последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией.
(25 октября) 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге Пётр Ильич Чайковский скончался от холеры. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
Величайший русский композитор, дирижёр, педагог оставил после себя 10 опер, 76 опусов, три балета, 7 симфоний, 4 сюиты. 
Ландыш был любимым цветком Петра Ильича Чайковского. Ему он посвятил своё стихотворение. Поселившись в Клину, композитор высадил ландыши в парке, примыкавшем к дому. И теперь весной они встречают всех, кто приходит в музей.

Работа над этим произведением сложная. Трезвучия с обращениями в левой руке представляли для Карины трудность. После долгих тренировок девочка поняла, как брать аккорды  собранной кистью, равномерно распределяя силу на все пальцы. Необходимо, чтобы левая рука играла твердо, но не «гремела», а правая вела мелодию.  Карине трудно соединять обе руки из-за разрыва между ними, но она очень старается. Прошу ее слушать себя, пропевать мелодию. Очень важно сыграть f за счет активной работы пальцев, а не за счет чрезмерного давления на клавиши, т. к. это может вызвать перенапряжение мышц всей руки.  Во 2 части музыка «успокаивается», становится мягче. Обращаю ее внимание, как  этого достигнуть - играть более глубоким звуком, расслабляя кисть. Тем не менее, музыка должна звучать торжественно.

В конце урока благодарю ученицу за работу, ставлю ей оценку «хорошо» и прощаюсь с ней до следующего урока.

Литература:

1. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для фортепиано Изд-во «Музыка»1987 под общей редакцией Н. Кувшинникова

2. Этюды для фортепиано на разные виды техники 3 класс Издание четвертое «Музична Украина», Киев, 1972

3. Музыкальный альбом для фортепиано Выпуск 2, 3-4 класс

4. Таблица гамм, аккордов и арпеджио

5. Энциклопедический музыкальный словарь. Авторы-составители Б. С. Штейнпресс     и И. М. Ямпольский. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1966.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *