Версия для слабовидящих
Каменское 

Практические аспекты чистого интонирования

 МКУ ДО «Пенжинская детская школа искусств»

«Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования»

  

 Подготовила преподаватель

Фортепиано, и хорового пения

Драгунова Ирина Владимировна

2017 г.

Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования.

Обучение пению  - одна из труднейших задач музыкального воспитания   детей.  Главным условием формирования певческих навыков  учащихся является развитие у них основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально - слуховых представлений и чувства ритма, - поскольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музыкальных способно­стей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос. Неопытно­му педагогу может вначале показаться, что ребенок, имеющий звонкий голос и приятный тембр, хорошо поет. Однако звонкий голос еще не показатель музыкаль­ности. Встречаются дети  с очень звонкими голосами и красивыми тембрами звучания, но совершенно не умеющие правильно спеть простую неболь­шую мелодию.  

Существует несколько причин нечистого пения. Одной из них может быть неразвитое ладовое чувство. Как музыкальная способность это чувство прояв­ляется:

  1. В ощущении:
  • тяготения звуков неустойчивых к устойчивым;
  • тоники, которая контролируется внутренним слухом.
  1. В чувствительности:
  • к точности интонации при интонировании;
  • к чистоте пения.

Причиной недоразвитости ладового чувства может быть недостаточно сформированный репродуктивный компонент музыкального слуха . Проявляется это у ребенка в том, что он не умеет:

  • воспроизвести голосом высоту звука (доступного для воспроизведения);
  • петь в заданной тональности (удобной для его диапазона) даже самой маленькой мелодии («не удерживаясь», неизбежно теряя се);
  • чисто интонировать интервалы и мелодическую линию.

Развить ладовое чувство поможет

  • восприятие музыки, при котором происходит узнавание и запоминание мелодии:

■ обучение певческим навыкам (работа над чистотой интонирования, где ребенок прислушивается к голосу взрослого или звучанию инструмента и затем подстраивается  под это звучание);

  • использование специальных упражнений ;
  • индивидуальная работа с ребенком:
  • обучение пению без музыкального сопровождения, при этом постоянно сверяется правильность звучания голоса с инструментом.

Опыт работы позволяет сказать, что ладовое чувство можно развить у боль­шинства детей .

Еще одной причиной неверного (нечистого) пения может быть слабо развитая музыкальная способность музыкально  - слуховых  представлений, которая проявляется в том  - что ребенок не умеет

  • воспроизводить музыкальный звук (повторить его голосом), хотя (не­редко) может найти его и правильно сыграть на инструменте:
  • различать звуки высокие и низкие:
  • правильно исполнять даже небольшую мелодию, однако (иногда встре­чается) может различить правильно спетую (им самим или кем-то) мелодию от неправильно исполненной (или сыгранной).

Развивается способность музыкально - слуховых представлений в процессе:

  • узнавания мелодии по слуху;
  • использования связи музыкально-слуховых представлений с восприяти­ем только что звучащей мелодии (воспроизведения мелодии голосом);
  • запоминания определенной высоты и длительности звуков:
  • запоминания определенной высоты нот:
  • повторения голосом звуков, спетых или сыгранных на инструменте, а позднее и записи высоты сыгранных звуков нотами:
  • подбора по слуху хорошо усвоенных ребенком мелодий на музыкаль­ном инструменте:

■    обучения певческим навыкам:

  • пения про себя с продолжением пения вслух. Данный метод называется методом внутреннего подпевания .
  • моделирования высоты звуков через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты).

В решении данной проблемы доминирующее значение имеет звуковысотный  слух. Формирование звуковысотного слуха целесообразно начинать в усло­виях лада, т.е. при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков. В мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их. На первых порах обучения хорошо использовать не звучащую лесенку («до-соль»), которая способствует закреплению навыков ребенка в моделировании высоты звука движением руки. Когда в данном направлении уже имеется определенный результат, можно применять релятивную систему, где положение пальцев и кисти руки обознача­ет определенную ступень (высоту звука) в звукоряде.

Внедрение этой системы даст положительный результат не только в разви­тии музыкально-слуховых представлений, но и ладового чувства.

Овладение навыками пения — сложный, длительный процесс, и результат достигается путем упорных занятий и многочисленных проб и ошибок, кото­рых так боятся дети. В итоге ребенок сможет не только приобрести (развить) способность музыкально-слуховых представлений, но и научится владеть сво­им голосом, координировать его .

Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику верно петь. Причин может быть немало, например: нелюбовь к пению, музыке, стеснительность (в основном у мальчиков), общая вялость, апатичность ребенка или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, крикливость в звуке, неумение петь в коллективе, наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда).

Другая причина фальшивого пения и даже “гудения” объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру “разговорного голоса” в пение. Встречаются дети 4-6 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – h1 – es2. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Используя в распеваниях , упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных хоровых занятий прекрасных результатов. Во всех перечисленных случаях (кроме болезни горла) могут быть с успехом применены методы вокальной работы.  

       Для выработки так необходимых для чистой интонации вокальных навыков практикую многие методы и приемы:

  1. Концентрация внимания на отдельном звуке. Для того, чтобы ребенок точно повторил звук, нужно помочь ему сконцентрироваться. Вот примерный «сценарий»: «Закрой глаза и представь себе, как этот звук попадает в уши и начинает звучать внутри тебя. Не торопись, послушай, а затем представь, как ты его поешь. Только после этого попробуй спеть вслух».

В дальнейшем, это упражнение я применяю всякий раз, как только слышу неточную интонацию. А в группе оно мне помогает добиться воспроизведения точного унисона.

  1. Выбор диапазона. Для начала важно найти наиболее удобный диапазон: пусть это будет даже один-два звука, которые ребенок в состоянии точно повторять. Не нужно стремиться сразу же этот диапазон расширять, важнее последовательно добиться того, чтоб именно в этом небольшом диапазоне ребенок почувствовал себя абсолютно уверенным, чисто спев, как минимум, десяток песенок. «Репертуар» может быть довольно разнообразным, если взять за основу фольклорный материал (песенки на одном-двух звуках) и подключить большое количество интересных ребенку стихотворных текстов.
  2. Выбор репертуара и дальнейшее расширение диапазона. Сразу уточню: на начальном этапе обучения пению детский фольклорный песенный материал я считаю идеальным: максимально естественные интонации, сложившиеся веками. Возможность импровизировать, используя отработанные интонации, подключая разнообразные тексты.
  3. Пение с движением руки. Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Т.е. каждый звук песенки во время пения четко фиксируется положением руки и «протягивается», столько, сколько нужно ритмически. Только следите, чтоб ладошка, опущенная вниз, двигалась свободно, рука не была зажата. Используйте для начальной отработки этого приема песенки с минимальным диапазоном, начиная с одного-двух звуков, в разных темпах.
  4. Пение с подключением зрительного ряда. Или пение «по лесенке». Одни педагоги используют традиционную «столбицу», другие - «лесенку» ступеней. Суть одна – подключение зрительного восприятия для осознания разницы высоты музыкальных звуков, соответственно развития координации и, в дальнейшем, осознания соподчинения звуков в ладу. Для самого начального этапа цифровое обозначение ступеней лучше не использовать. Пение «по лесенке» можно использовать разнообразно: знакомую песенку поете и показываете Вы, поет и показывает ребенок. Вы только показываете, а ребенок поет «про себя» и угадывает (и наоборот!). Можно просто упражняться в сочетании звуков, отрабатывая поступенное движение, движение с пропуском ступеней и т.д.
  5. Пение «про себя». Обязательно включите этот прием в процесс обучения, превратив в игру, напомнив ребенку бессмертную сказку: "Открывает Щука рот, а не слышно, что поёт..." Для начала, чтоб ребенок понял суть: хорошо знакомую песенку Вы беззвучно «поете», а ребенок угадывает ее по Вашей артикуляции. А затем, любую детскую песенку, которую она слушает в хорошей записи, просите ее петь БЕЗЗВУЧНО одновременно с исполнителем, так же артикулируя слова… Связки будут «безопасно» регулярно тренироваться, а именно это нам и нужно.

Так я поступаю на уроке, чтобы эффективно включить в певческий процесс плохо интонирующих детей в группе: естественно, убедив всех детей, что поручаю таким «рыбкам» «особо трудную роль»…

Далее, поиграйте в такую игру: "включаем и выключаем звук в телевизоре...". Например, ребенок поёт знакомую песенку, а Вы то "включаете" звук, то "выключаете", показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует у  детей так называемый "внутренний слух". Этот игровой прием примените после того, как чистая интонация на двух-трёхзвучных песенках будет достигнута.

 Итак, спешить с определением музыкальных данных нельзя. Действительно, можно ли сказать, что у человека нет музыкального слуха или отсутствуют музыкальные способности только на основании его пения? Нет. Из практики известно, что число детей, фальшиво поющих в группе, постепенно уменьшается в результате работы, и это говорит о том, что сам факт фальшивого пения требует внимательного отношения, выяснения его причин. Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, внимательно занимаясь с отстающими детьми, педагог сможет решить большую задачу – приобщить всех детей к хоровому пению, способствовать формированию их эстетического вкуса, повышению общей культуры.

  

 

 

Используемая литература

Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка

Андреева Н. О. "О системе наиболее эффективных приемов обучения «гудошников»

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=20062&page=3

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *